Корпоративные праздники: отдых сотрудникам – праздник работодателю

С развитием рыночных отношений и ростом популярности различных  бонусных механизмов стимулирования персонала непременным атрибутом прогрессивного работодателя стали корпоративные праздники и мероприятия.

Суть этих явлений в большинстве случаев раскрывается в стремлении работодателя создать единую дружную  команду, сообща решающую профессиональные задачи и стремящуюся к достижению корпоративных целей. Для достижения таких результатов многие компании жертвуют и прибылью, и рабочим (и не рабочим) временем собственных сотрудников, полагая взамен получить от работников, как минимум взаимность, выраженную в явке и активном участии в организуемых мероприятиях.

Однако уже на стадии формулирования задачи возникает вопрос успешности проведения такого мероприятия, достижения работодателем поставленных целей и положительного отклика со стороны самого персонала.

 Прежде чем перейти к детальному рассмотрению этого и многих других вопросов, обратимся к истории и начальному опыту российских компаний в освоении корпоративной культуры.

1 этап. На начальных этапах роста большинства новых российских компаний «корпоративные мероприятия» независимо от их масштаба и повода проводились в форме различных застолий, как на рабочем месте в рабочее время, так и в увеселительных заведениях в нерабочее время за счет фирмы. В этот период развития российской корпоративной культуры основными около-правовыми проблемами для работодателя являлись:

  1. Не явка (опоздание) работника на следующий после «мероприятия» день;
  2. Распитие спиртных напитков в рабочее время на рабочем месте (в т.ч. коллективно);.
  3. Повреждение имущества работодателя (либо третьих лиц, находящихся в помещениях работодателя). Традиционно: разбитые стекла и части сантехники;
  4. Травмы различной степени тяжести, полученные сотрудниками по пути следования от места «мероприятия» к месту жительства;
  5. Задержание правоохранительными органами в нетрезвом виде;
  6. Личные оскорбления руководителей и сослуживцев во время проведения мероприятия.

2 этап. Характерные особенности данного развития корпоративной культуры обусловлены ростом численности компании, изменением корпоративных целей и задач; влиянием культуры иностранных работодателей, перенос которой осуществляется через персонал, получивший опыт работы в зарубежных компаниях. По мнению автора, российская корпоративная культура находится именно на 2 этапе и еще не достигла зрелости, свойственной японским и американским аналогам, так как в нашей стране еще нет частных корпораций, сопоставимых с такими монстрами как General Motors, Ford, MC Donalds. Российские же прообразы указанных гигантов – ГАЗПРОМ, РАО «ЕЭС», сопоставимы с зарубежными компаниями лишь по капитализации и активам, отсутствие же исторически частного капитала, при наличии пережитков советского бюрократизма еще долго не позволят, по нашему мнению,  данным компаниям стать авангардом революции российской корпоративной культуры и перейти нашему бизнесу на 3 этап. По этой причине, остановимся на тех явлениях, которые характеризуют корпоративные мероприятия российских компаний в настоящее время.

Классифицировав по различным основаниям виды корпоративных мероприятий, можно выделить их следующие виды:

  1. По масштабности мероприятий:
  2. Общекорпоративные – организуемые и финансируемые из бюджета всей компании, рассчитанные на участие всех её сотрудников.
  3. Структурные – организуемые и финансируемые из бюджета подразделений в зависимости от традиций и повода возможно финансирование средствами сотрудников «в складчину»,  предполагающие участие только сотрудников подразделений.

К общекорпоративным, относятся:

  1. День рождения компании.
  2. Новый год.
  3. День рождения директора (хозяина).
  4. Профессиональные праздники (например, день энергетика).

К структурным мероприятиям относятся:

  1. День рождения руководителя подразделения.
  2. Дни рождения сотрудников.
  3. Свадьба, рождение детей (внуков).

По цели – мероприятия не обусловленные наступлением периодичной даты (события), связанные с необходимостью выявления (формирования) определенных деловых качеств командного типа. Например, спортивные мероприятия, туристические походы, ролевые игры, тренинги. Соответственно данные мероприятия могут подразделяться на:

  1. Корпоративные.
  2. Структурные.

Отличительной особенностью мероприятий второй группы является их 100% финансирование за счет средств компании, независимо от количества и представительности участников.

Независимо от вида корпоративного мероприятия перед работадателями практически всегда встают организационные проблемы:

    1. Обеспечение явки всех приглашенных сотрудников.
    2. Организация непосредственно мероприятия
    3. Гарантированность качества обслуживания в месте проведения мероприятия.
    4. Доставка и вывоз сотрудников с мероприятия.
    5. Безопасность мероприятия во всех проявлениях.
    6. Финансирование и налогообложение мероприятия.
    7. Политкорректность участников мероприятий, при наличии латентных межструктурных /межличностных конфликтов.
    8. Обеспечение активности участников мероприятий в проводимых конкурсах и иных акциях.
    9. Форс-мажор.

В зависимости от того, какое корпоративное мероприятие и где проводится, зависят акценты на каждый из перечисленных вопросов. Например, если планируется локальное мероприятие 1 группы 2 подгруппы – День рождения руководителя подразделения, то решение многих проблем возможно лишь методом убеждения и легкого дисциплинарного принуждения. При этом, не актуальными становятся вопросы безопасности, активности, доставки и явки. Соответственно, правовые последствия в примере не возникают. Прямо противоположной является ситуация, когда компания, численностью более 200 человек проводит корпоративный вечер по случаю Нового года за городом. Разберём на этом примере перечисленные вопросы.

1. Обеспечение явки на изучаемые мероприятия не может носить обязательный характер, если оно проводится не в рабочее время и участие в нем не формализовано. Для придания «обязательности» корпоративному мероприятию можно издать приказ по основной деятельности, с которым все сотрудники ознакамливаются под роспись, о том, что мероприятия проводятся в рабочие время (например, пятница, 16.00), в связи с чем явка носит обязательный характер. Безусловно, после 18.00 работник имеет право покинуть мероприятие (если его рабочий день завершается в 18.00). Более разумным является способ стимулирования явки, например по средствам выдачи новогодней премии «в конверте» непосредственно на празднике (бухгалтерия может организовать сбор подписей в расчетной ведомости на месте). 
Определившись с явкой, перейдем теперь к организации самого торжества.

2. Абстрагируясь от творческой составляющей мероприятия и содержимого сценария, важно определить чей организационно-творческий потенциал задействуется. Существуют два варианта:
а) внутренние резервы компании – массовики-затейники.
б) сторонние «профессиональные» организаторы. 
В первом случае, затраты на творческую составляющую выражаются в использовании рабочего времени самих работников на подготовку. Качество такой самоорганизации зависит от опыта и креативности «внутреннего резерва»,  а использование  рабочего времени обычно отрицательно сказывается на производительности труда, поскольку серьезно отвлекает персонал от их непосредственной трудовой функции. 
Во-втором случае,  привлекаются «профессионалы». Предложение на рынке корпоративных развлечений достаточно велико и варьируется как по цене, так и по качеству, хотя причинно-следственная связь между этими категориями присутствует не всегда. Для того, чтобы обезопаситься от «хора общественной самодеятельности» на серьезном мероприятии, рекомендуется заключение договора на  возмездное оказание услуг. От детализации условий договора в значительной степени зависит успешность «послепраздничных» мероприятий в суде, если качество услуг по договору омрачит вам праздник, а вместо группы «Тату» к вам на праздник приедет «хор мальчиков». Не стоит забывать и о распространенной практике у организаторов корпоративных мероприятий по оплате их услуг наличными деньгами. Последствия  взаимоотношений широко известны. Описанные отношения, на наш взгляд, допустимы лишь с проверенными компаниями. Оптимальным, при заключении договора получить рекомендации от компаний, уже пользовавшихся услугами организаторов корпоративных мероприятий.

3. Выбор места проведения корпоративного мероприятия является наиболее сложным вопросом в процессе подготовки. Сложность связанна со многими объективными факторами: численность участников, идея (сценарий) мероприятия; финансовые возможности компании; вместимость заведений; наличие/отсутствие ночевки; удаленность от центра города и т.д. Возвращаясь к примеру с Новым годом в масштабах компании, очевидным для многих читателей станет выход – аренда ресторана. Действительно, для данного праздника подходит именно это решение. Взаимоотношения с ресторанами (и иными аналогичными заведениями) строятся преимущественно на основе договоров присоединения. Конклюдентным действия сторон, как правило, ограничиваются выбором даты, меню и численности посетителей. Самый деликатный момент, который может подстерегать организаторов – отказ ресторана не за долго до мероприятия от отношений с вами, в пользу более выгодного предложения. В такой ситуации, если у вас отсутствует письменный договор и платежные поручения о  предоплате  допустимо прогнозировать провал мероприятия, без гарантированной возможности отстоять свои интересы.

4. Доставка и вывоз сотрудников от и к месту  празднования может не являться обязательными. Для случаев, когда компания все же вовлекает в организационные мероприятия транспорт, необходимо предельно точно в договоре сформулировать требования к времени, количеству и качеству транспортных  средств. Нередки случаи, когда «на словах» организаторы договариваются об автобусах Mercedes, а к означенному времени к офису подъезжает ЛУАЗ 1960 го года выпуска. При этом, отсутствие указанной в договоре марки транспортных средств, формально делает транспортную организацию стороной, добросовестно исполнившей своё обязательство, так как 30 человек фактически перемещены из одной точки в другую. Комфорт же остался «на словах».

5. Безопасность корпоративного мероприятия может обеспечиваться как собственными силами, так и силами привлеченных организаций. В принципе, может не обеспечиваться вовсе. Обеспечение безопасности производят как охранные подразделения самих компаний, так и частные охранные предприятия на основе договоров. В некоторых случаях, в обеспечении безопасности принимают участие охранные структуры мест непосредственного проведения мероприятия (ресторанов, клубов).

6. Финансирование и налогообложение корпоративных мероприятий производится за счет чистой прибыли компаний, соответственно с которой уплачены требующиеся налоги и сборы. Чаще, для финансирования празднеств используется совместное финансирование, при котором аренда помещений производится за счет прибыли, а приобретение, например спиртных напитков – на оптовых базах за наличный расчет (что обеспечивает ощутимую экономию) из «соответствующих фондов».

Характерной особенностью многих корпоративных мероприятий, проводимых в рамках структурного подразделения, является их финансирование за счет «виновника торжества», либо средствами компании, в пределах бюджетного лимита подразделения.

7. Политкорректность является острым вопросом в крупных компаниях, в которых корпоративно-идеологическое единоначалие не охватывает все подразделения компании, зачастую усугубляющиеся внутренней конкуренцией.

В таких случаях корпоративные мероприятия могут выполнять функцию катализатора, активизирующего как процесс примирения и объединения, так и противоположные явления. В последнем случае возникают как язвительные шутки, так и публичные оскорбления. Итогами публичной конкуренции становятся иски в суд о защите чести, достоинства и деловой репутации, а также уголовные дела по статье «Оскорбление». Во избежание такого развития событий организаторам корпоративных мероприятий заблаговременно стоит выявлять очаги конфликтов и локализовывать их как путем изначального диаметрального рассаживания, так и путем удаления особо активных участников из  места проведения мероприятия.

8. Обеспечение активности на корпоративных мероприятиях, пожалуй, самая сложная задача организаторов, от решения которой зависит оценка всего праздника. Административное решение у проблемы отсутствует, поэтому единственным возможным средством является мотивация участия. Примером может стать призовой фонд конкурса в размере $1000 (или более, в зависимости от доходов участников). Наличие такого приза гарантирует множество желающих принять участие в мероприятии. А повысить эффективность ощутимого приза может многоступенчатая отборочная система конкурсов, что уже на первом этапе позволит охватить значительное количество желающих.

9. Форс-мажор – самая неприятная часть для организаторов корпоративных мероприятий. К числу таких обстоятельств относятся драки между сотрудниками, повреждение имущества третьих лиц, травмы, задержание участников мероприятий в нетрезвом виде. Правовые аспекты форс-мажора на корпоративных мероприятиях не всегда однозначны и могут иметь серьезные, включая уголовные, последствия, так и не иметь их вовсе. Минимизировать риски организаторов способен дежурный юрист, находящийся в трезвом состоянии, который по «горячим следам» квалифицирует с юридической точки зрения ситуацию и примет меры по решению вопроса на месте. Как показывает практика, это единственно надежное средство минимизации рисков.

Рассмотрев первую группу корпоративных мероприятий, классифицированных по масштабу, обратимся теперь ко второй группе, классифицируемой по целям.
Как отмечалось ранее, корпоративные мероприятия первой группы, приуроченные к определенным датам и событиям, обладают зримой регулярностью и носят добровольный характер. Противоположностью являются мероприятия, носящие тренинговый характер. От первой группы их отличает обязательность участия, нацеленность на результат, проведение за счет рабочего времени.

Подводя итог к изложенному, можно сделать вывод о том, что корпоративные мероприятия, являясь отдыхом для сотрудников, работодателю обходятся достаточно дорого. От опытности и талантливости организаторов корпоративных мероприятий зависит психоэмоциональный комфорт специалистов на рабочем месте, что в свою очередь положительно или отрицательно сказывается на производительности труда и умении комплексно, сообща достигать корпоративных целей. И в заключении, хочется порекомендовать всем руководителям обращаться за помощью проведения корпоративных мероприятий к профессионалам – компаниям, специализирующимся на организации и проведении праздников и корпоративных мероприятий. Это поможет существенно сэкономить силы, средства и сохранить праздничное настроение на протяжении всего мероприятия.

М. М. Меркулов, Кандидат юридических наук,
Руководитель Юридического департамента
ЗАО «МКД» (Санкт-Петербург)

К списку статей

+7 (921) 952-70-01
email: office@jamjam.ru